ЦИКЛ КОНЦЕРТОВ СТОЛИЧНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА "ВЕЧНАЯ КЛАССИКА"
Oct. 3, 2023
3 октября 2023 года в Большом зале Центрального Дома Учёных в рамках
проекта «Вечная классика» состоится очередной концерт Столичного
симфонического оркестра. Остальные два концерта состоятся в декабре 2024 и в феврале 2025 г. в концертном зале одного из московских храмов Русской Православной Церкви. В программе шедевры русского и западно-
европейского симфонизма.
О проекте «Вечная классика» дирижёр рассказывает:
Это будет интересено тем, кто слушает классическую симфоническую музыку,
заботится о воспитании музыкального вкуса у своих детей. Я искренне
уверен в том, что те, кто слушает классику, получают иммунитет от
деструктивных музыкальных течений, которых так много в наше время. Один
святой сказал: «От Рая на Земле остались только музыка и цветы».
Слово «симфония» означает «созвучие». Такая музыка способна вызывать
возвышенные чувства, помогает человеку жить, помогает душой тянуться к
Богу. Один из афонских старцев XX века преподобный Паисий Святогорец
высоко ценил творчество Баха, Моцарта, Бетховена. Классическая музыка
помогает правильно организовать душу, научить человека восприятию
«высокого» и как результат — найти путь к Богу.
В программе концерта 3 октября 2023 г. прозвучат: Симфония Гайдна №103, Увертюра Бетховена
«Кориолан» и «Классическая» симфония Прокофьева. Это необычный и глубоко
продуманный выбор дирижёра, который показывает развитие симфонического
жанра в меняющемся мире. Классицизм — это хрупкий мостик из прошлого в
будущее, пройти по которому может только гений, а поэтому в программе —
только шедевры.
Симфония №103, написанная в 1795 году для гастролей в Лондоне, стала
предпоследней в творчестве Гайдна. Её лаконичный цикл — один из наиболее
совершенных образцов венского классического стиля. Именно это направление
развивал в своём творчестве самый великий ученик Гайдна — Людвиг ван
Бетховен. Его увертюра «Кориолан» была написана для постановки пьесы о
судьбе римского полководца. Его образ несомненно близок новой эпохе,
которую открыл Бетховен, – эпохе романтизма.
Творчество Прокофьева, напротив, можно назвать антиромантическим. Его
Первая симфония была создана в 1917 году, когда уже зрелый композитор,
прославившийся авангардными экспериментами, неожиданно для слушателей
обратился к эстетике 18 века и назвал еë «Классическая». Еë
жизнеутверждающие музыкальные образы в сочетании с прозрачной
оркестровкой делают эту музыку действительно классической по форме и по
духу.